Достижение планируемых результатов может быть представлено у обучающихся начальной школы в форме портфеля достижений учащихся (Портфолио), эффективной формы оценивания, позволяющей решать задачи:
- поддержки высокой учебной мотивации школьников;
- поощрения их активности и самостоятельности;
- развития навыков рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
- формирования умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфолио, благодаря своим особенностям, становится важным элементом системы внутренней накопительной оценки достижения планируемых результатов начального образования: предметных, метапредметных и личностных.
Работа над «Портфолио» вовлекает детей в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, учатся принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Портфолио для ученика начальной школы – это, своего рода, дневник роста.
Основное его назначение - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной; коммуникативной.
Для плодотворной совместной работы учеников, педагогов, родителей над формированием положительных черт характера развивающейся личности, для самодиагностики в области развития собственной личности, формирования основ самопознания и самовоспитания, развития личностной культуры эффективным средством может стать пособие издательства «Планета» - «Портфолио» для обучающихся 1, 2, 3, 4 классов.
Портфолио выполняет следующие функции:
- диагностическую (фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определенный период времени);
- целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);
- содержательную (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);
- развивающую (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году);
- мотивационную (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей);
- рейтинговую (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика).
Пособие представлено в виде персонального дневника с заданиями и наглядностью. В нём находятся материалы, которые помогут ученикам начальных классов на протяжении учебного года оценивать свои достижения как в отношениях с одноклассниками, так и в учебе, и во внеурочной деятельности.
Оценка учебных достижений основана на требованиях стандартов второго поколения.
Красочное издание "Портфолио" состоит из интересных заданий и вопросов, которые направлены на оценку школьниками своих способностей в учебной и внеклассной жизни, а также умения взаимодействовать с одноклассниками и учителями.
Систематизированные материалы позволяют родителям и учителям наблюдать за формированием у детей универсальных учебных действий, основ самопознания и самовоспитания.
В книге большое количество пояснений, которые помогают мотивировать ребенка заполнять портфолио, а также расширяют его представления об окружающем мире.
Материалы портфолио способствуют укреплению союза «ученики-родители-учитель», становятся основой для организации бесед на родительских собраниях:
- «Семейные традиции: какова их роль в воспитании ребенка»,
- «Здоровый образ жизни моей семьи»,
- «Наши добрые дела».
Предложенные в «Портфолио» методики способствуют формированию положительных качеств характера развивающейся личности, пониманию, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, дают «старт» самопознанию своих сильных и слабых сторон, создают ситуации, решая которые ребенок вынужден сам корректировать свое поведение.
Обработка выполненных работ и заданий портфолио помогает педагогу диагностировать личностный рост обучающихся, отслеживать процесс формирования регулятивных УУД.
Материалы «Портфолио» позволяют объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
Работа с материалами «Портфолио» для обучающихся 1,2,3 и 4 классов рассчитана на учебный год – 34 занятия во внеурочное время. Часть заданий можно применять на уроках. В помощь учителю создана программа внеурочной деятельности по работе с портфолио.
Таким образом, «Портфолио» для обучающихся 1,2,3 и 4 классов издательства «Планета» позволяют:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Поделиться: